Справедливый и ответственный искусственный интеллект.

21 марта 2024 г. в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области состоялось заседание Консультативного совета по защите прав потребителей на тему «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей», в повестку которого  включены следующие вопросы:

— Возможности использования искусственного интеллекта для улучшения качества обслуживания потребителей при обеспечении  эффективной защиты прав российских потребителей»

— Добровольное соблюдение принципов Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта как показатель добросовестности участников потребительского рынка .

По первому вопросу отмечено, что в настоящее время создается огромное количество новых технологий с использованием искусственного интеллекта для того, чтобы упростить ведение честного бизнеса и освободить человека от рутинных задач, однако, применяются также и незаконные схемы, нарушаются права на безопасность, на получение достоверной информации, поэтому риски для потребителей исключать нельзя.

В связи с этим, для обеспечения эффективной защиты потребителей от различных негативных последствий, связанных с использованием цифровых платформ, нужен совместный и скоординированный подход.

Быстро развивающихся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в том числе особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.

В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен, при этом компании, целенаправленно использующие искусственный интеллект при работе с потребителями, могут уже сейчас на добровольной основе взять на себя обязательство сделать искусственный интеллект безопасным, справедливым и ответственным для потребителей, начато и нацеливает нас девиз Всемирного дня прав потребителей в 2024 г.

При обсуждении второго вопроса указано, что за последние годы информированность россиян о технологиях искусственного интеллекта и доверие к ним имеют стабильный рост, но при этом принципы надежного и ответственного искусственного интеллекта, определенные Кодексом этики в сфере искусственного интеллекта, должны  широко поддерживаться компаниями, которые работают с потребителями он-лайн, на цифровых платформах, так как доверие потребителей напрямую зависит от обеспечения соблюдения этих принципов.

Эти меры помогут использовать огромные преимущества искусственного интеллекта при минимизации его потенциального негативного воздействия.

Участие в заседании Консультативного совета по защите прав потребителей под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» приняли представители органов исполнительной власти (Министерства  цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области; Министерства здравоохранений Пензенской области, Отделения по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации; Министерства сельского хозяйства Пензенской области),Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления УМВД России по Пензенской области; общественных организаций «Пензенский союз потребителей (городской)», «Ассоциация потребителей Пензенской области»,  представители предпринимательства, использующие искусственный интеллект во взаимоотношениях с потребителями при оказании услуг:  ПАО Банк «Кузнецкий»; ОАО «Банк ВТБ», АО «Альфа страхование», ПАО «МТС»; а также высших учебных заведений: Пензенского казачьего института технологий (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ);  ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», администрации Городищенского, Камешкирского районов Пензенской области;